Как устранить воздушную пробку в системе отопления

Как удалить воздух из отопительной системы

Как удалить воздух из отопительной системы

Наступила зима, и лучшее средство от жгучих морозов – это функционирующее отопление вашего дома.

Схема обвязки котла с гидравлическим разделителем.

Схема обвязки котла с гидравлическим разделителем.

Однако зачастую отопительные системы работают не так, как хотелось бы: радиаторы остаются холодными или от батарей идет постоянный шум. Главный виновник таких неурядиц – воздух, попавший в систему отопления. Для того чтобы восстановить работоспособность системы отопления, нужно грамотно удалить воздух. Система центрального отопления довольно редко бывает спроектирована и выполнена без каких-либо изъянов. Удаление воздуха из системы отопления – неизбежный периодический процесс. При этом не стоит утверждать, что его скопление – это следствие негерметичной системы. Существует достаточно много причин наличия воздуха в системе центрального отопления.

Причины наличия воздуха в системе

Специалисты выделяют несколько основных причин скопления воздуха в системе центрального отопления: растворенные в воде газы, неправильное наполнение системы, диффузия и недостаточная герметичность.

Вода (из водопровода или колодца) в обычном своем состоянии содержит в больших количествах не только соединения кальция и магния, но и растворенный кислород. Наполняя такой водой систему отопления, вы автоматически добавляете в нее и воздух. Количество растворенного кислорода зависит от давления и температуры воды. Чем выше давление воды (что как раз характерно для водопровода), тем больше в ней растворенного кислорода, который затем выделяется из воды в систему.

Схема двухтрубной лучевой горизонтальной разводки системы отопления.

Схема двухтрубной лучевой горизонтальной разводки системы отопления.

Неправильное наполнение системы водой является одной из самых распространенных причин образования воздушных пробок в системах отопления. Многие не знают, что вода должна заливаться медленно с одновременным удалением воздуха из радиаторов. Если же заливать воду слишком быстро, то возникают воздушные пузырьки, которые попадают в систему и вызывают ее завоздушивание. Добавление жидкости в системе должно соответствовать принципу: чем разветвленнее отопительная сеть, тем медленнее необходимо ее заполнять. Как показывает практика, оптимальным является наполнение в течение часа системы одного этажа.

Еще одной причиной воздушных пробок является диффузия. Диффузия – это физический процесс, заключающийся в проникновении молекул одного вещества между молекулами другого. В данном случае имеется в виду то, что полиэтиленовые или полипропиленовые трубы, которые используются в системах отопления, пропускают кислород из воздуха. Чтобы избежать этого, все трубы должны быть покрыты специальным антидиффузионным покрытием, которое не позволяет кислороду проникать в систему отопления.

Наконец, отопительная сеть просто может быть негерметичной, а потому воздух проникает в трубы через неплотные соединения.
Чем грозит скопление газов системе отопления?

Схема работы регистров отопления.

Схема работы регистров отопления.

Наличие газов в системе может привести к различным проблемам, таким, как холодные и шумные радиаторы, быстрый износ циркуляционного насоса и коррозия оборудования.

Наиболее часто встречаемая проблема, связанная с наличием в системе газов, – это завоздушенные радиаторы. Из-за наличия в радиаторах отопления воздушных пробок возникает их неравномерный прогрев, что можно определить на ощупь. Если нижняя часть радиатора горячая, а верхняя – холодная, значит, в ней присутствует воздушная пробка. Тепловая эффективность таких радиаторов снижается, что приводит к снижению температуры в помещении. Чаще всего от завоздушивания страдают радиаторы на верхних этажах и те, которые расположены ниже распределительной сети. При этом от радиаторов, в которых образовалась воздушная пробка, идет постоянный шум и клокотание, что неприятно для слуха.

Схемы обвязки котлов.

Схемы обвязки котлов.

Воздух в системе отопления не только снижает эффективность и срок службы радиаторов, но также влияет на износ циркуляционного насоса. В насосах, используемых в отопительных сетях, роль смазки выполняет проходящая через них вода. Если же вода перемешана с пузырьками воздуха, возникает так называемый эффект сухого трения. При этом не только происходит более интенсивный физический износ подшипников насоса, но также выделяется дополнительное тепло, которое влияет на вал и скользящие кольца насоса, что тоже снижает срок его службы. Перед тем как запустить насос после долгого перерыва, необходимо удалить из труб и радиаторов максимальное количество скопившихся газов.

Наличие в воде растворенного кислорода в сочетании с гидрокарбонатами магния и кальция приводит к образованию углекислого газа, который является агрессивной средой для многих материалов с точки зрения коррозии. И если завоздушенность радиаторов определяется довольно быстро, то коррозия проявляется через определенное время, нанося за это время ущерб отопительному оборудованию.

Способы удаления воздуха из системы отопления

Схема отопления с естественной циркуляцией.

Схема отопления с естественной циркуляцией.

Способ удаления воздуха из отопительной системы зависит от того, как циркулирует в ней теплоноситель. Если теплоноситель циркулирует естественным путем, то он удаляется через расширительный бачок, который расположен в самой верхней точке системы. При верхней разводке подающий трубопровод подходит к расширителю под углом. Если же разводка нижняя, то спуск скопившихся газов происходит аналогично системам с принудительной циркуляцией теплоносителя.

При принудительной циркуляции теплоносителя в системе отопления предусматривается воздухосборник, который расположен в верхней части и отвечает за сброс воздушного давления. Подающий трубопровод расположен с подъемом по направлению движения воды, а пузырьки воздуха в ней скапливаются в воздухоприемниках и удаляются через специальные краны. Если же она является закрытой, то воздухоприемники заменяются автоматическими воздухоотводчиками, которые устанавливаются на нескольких точках отопительной сети и сбрасывают воздух отдельно друг от друга.

Следует отметить, что спуск воздуха из системы отопления влечет за собой увеличение расхода теплоносителя, что следует предусмотреть заранее.

Виды воздухоотводов и их установка

Воздухоотводы в отопительной системе ставятся в критических точках сети, которыми являются или перегибы трубопроводов, или наивысшие отметки их расположения. Устанавливаемые воздухоотводы разделяются на ручные и автоматические.

Ручные воздухоотводчики

К ручным воздухоотводчикам относятся сепараторы и кран Маевского.

Кран Маевского имеет небольшие размеры и устанавливается обычно на торце обогревательного прибора. Такое решение для сброса скопившегося в системе воздуха часто встречается в многоквартирных домах старого образца. Таким домам присуща нижняя разводка труб отопления, что зачастую приводит к нарушению циркуляции теплоносителя из-за завоздушивания верхних элементов сети, что отражается на эффективности отопления.

Для решения этой проблемы был разработан механизм, позволяющий осуществлять спуск воздуха в верхней части отопительной сети. Механизм получил имя своего изобретателя. Такой кран ставился на любой отопительный радиатор. Применение крана Маевского позволяет сбросить давление воздуха в трубах самостоятельно. Для регулировки крана Маевского используется либо специальный ключ, либо отвертка.

Однако у подобной системы есть и свои недостатки. При использовании кранов Маевского каждому жильцу приходится самостоятельно удалять воздух из радиаторов отопления в квартире. Для решения этой проблемы применяется запорная арматура, которая устанавливается в верхней точке сети отопления (на технических этажах), что позволяет стравливать давление обслуживающим персоналом, а не жильцами.

Поскольку габариты кранов невелики, то они не могут похвастаться высокой производительностью, а потому подходят только для локального удаления воздушных пробок.

Еще одним ручным приспособлением для удаления воздуха из системы отопления является сепаратор. В отличие от крана Маевского, сепаратор не стравливает воздух в верхней части системы, а убирает его напрямую из воды, конвертируя в пузыри и удаляя из сети. Зачастую сепараторы воздуха комбинируют с сепараторами шлама, которые удаляют из воды примеси песка, ржавчины и других элементов. Симбиоз двух видов сепараторов позволяет сэкономить место при монтаже всего отопления. Применение сепараторов оптимально в том случае, если отопление достаточно разветвленное.

Автоматические воздухоотводчики

К автоматическим воздухоотводчикам относятся те системы, которые удаляют воздух без вмешательства человека. При это автоматические системы могут быть установлены как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.

Принцип работы автоматических воздухоотводчиков основан на давлении теплоносителя на специальный поплавок. При скоплении воздуха в корпусе поплавок опускается до уровня воды и открывает клапан, который соединяет систему с атмосферой. Воздух, вытесняемый водой под давлением, выходит в атмосферу. Увеличение уровня воды поднимает поплавок, который перекрывает атмосферный клапан. Начинается новый цикл накопления воздуха в корпусе.

Благодаря автоматическому клапану такие механизмы достаточно производительны, но обладают повышенной чувствительностью к механическим примесям в воде. Водные примеси оседают на игле клапана, что приводит к неплотному его закрыванию. Теплоноситель начинает протекать из корпуса механизма. Поэтому обязательным условием эксплуатации автоматических воздухоотводов является наличие перед ними фильтров для очистки теплоносителя.

Определение места завоздушивания

Для того чтобы оперативно удалить воздух из системы отопления, нужно определить место, где скопился лишний воздух. Это место легко определяется постукиванием по трубам и радиаторам. Если звук удара глухой, то в этот месте воздуха нет, если же звонкий – тут образовалась воздушная пробка, которую необходимо устранить. При открытии крана Маевского, установленного на таком радиаторе, должно слышаться шипение выходящего воздуха. Как только шипение прекратится и из крана начнет капать вода, спуск воздуха прекращается. Если же лишний воздух из системы удален, но она по-прежнему плохо греет, стоит подуть всю систему, промыть ее специальными средствами, а затем снова наполнить теплоносителем.

Удаление воздуха из отопительной системы – необходимый процесс, который позволит вашему дому сохранять тепло и уют.

Воздух в системе отопления частного дома

Нарушить работу гидравлической системы отопления частного дома могут даже небольшие воздушные карманы. Удаление воздуха — достаточно простая задача, тем не менее, она требует ответственного подхода. В частности, важно знать причины образования воздушных пробок, прежде чем приступать к их устранению.

Воздух в системе отопления частного дома

Откуда берётся воздух и каковы последствия

Системы отопления лишь на первый взгляд кажутся замкнутыми контурами, которые под завязку заполнены водой. Существует целый ряд путей, по которым воздух может попадать внутрь, что приводит к явным негативным последствиям.

Чтобы понять, как воздушная пробка влияет на работу отопительной системы, рассмотрим самую обычную трубу в поперечном разрезе. Если она заполнена теплоносителем полностью, то его расход на данном участке будет равен расчётному, а значит, всё будет работать так, как предусмотрено проектом. Однако при появлении в системе воздуха картина резко меняется: газы легче воды и скапливаются в верхней части, таким образом, условный проход труб сокращается. Последнее приводит к снижению протока, из-за чего находящиеся по курсу движения теплоносителя нагревательные приборы не получают достаточного количества теплоты.

Разводка труб отопления

Основным источником воздуха в закрытой гидравлической системе служат резьбовые и уплотнительные соединения, по некоторым причинам потерявшие герметичность. Протечки в этих местах мизерны, однако такие дефекты представляют большую опасность: поскольку весь контур герметичен, то через свищ не только вытекает вода, но также и всасывается небольшая порция воздуха. Визуально места таких протечек определить сложно: вода выделяется небольшими порциями и практически сразу испаряется, однако поступающий внутрь воздух постепенно накапливается. При том, что условный проход труб в современных системах отопления довольно мал, пробка может образоваться всего за несколько суток.

Читайте также  Как рассчитать объем теплоносителя в системе отопления

Другим источником газообразования служит сам теплоноситель. В системах с автоматической подпиткой вода периодически сменяется свежей, насыщенной азотом и кислородом. Эти газы выделяются пузырьками при нагревании и интенсивном перемешивании. Если в качестве нагревательных приборов используются алюминиевые радиаторы, возможно выделение водорода в ходе реакции внутренних поверхностей с водой. Интенсивность реакции увеличивается при наличии в воде абразивов, обдирающих защитную гидроксидную плёнку, а также при сильном отклонении PH от нейтрального.

Антифриз для системы отопления дома

Наконец, воздух в системе отопления может появиться в ходе полной или частичной перезаправки системы при ремонтных работах. Так, при обратной установке радиаторов, циркуляционного насоса или другой арматуры внутри устройств находится некоторое количество воздуха, которое неизбежно попадает в систему. Другим источником газов могут служить трубки тёплого пола: из-за значительной протяжённости и малой толщины стенок они могут вовлекать кислород, содержащийся в окружающей среде.

Определение места скопления газов

Чтобы устранить воздушный карман, нужно первым делом определить место его образования. Всего можно выделить два участка системы, в которых могут образоваться воздушные пробки — это горизонтально направленные трубопроводы и радиаторы.

В правильно спроектированных и смонтированных системах отопления радиаторы могут быть единственным местом скопления воздуха. Образование в них пробок сопровождается появлением шума — журчанием протекающей воды. Другим свидетельством может служить отсутствие правильно градиента падения температуры от верхней зоны к нижней: поскольку вверху скопился воздух, вода не контактирует со стенками и не нагревает их, но зато нижняя часть вполне горячая.

Воздух в радиаторе отопления

Определить завоздушивание в трубах сложнее. Поскольку на прямом участке не образуется завихрений, то образование пробки не сопровождается посторонними шумами. Единственный способ установить наличие воздуха — отметить снижение расхода теплоносителя. Иными словами, подтверждением будет служить недостаточный нагрев радиаторов, расположенных по ходу движения теплоносителя после проблемного участка. При этом перекрытие радиаторов, расположенных до пробки, не приведёт к усилению протока и повышению температуры остальных нагревательных приборов.

Проблема контруклонов

Типичной ошибкой монтажа отопительных трубопроводов считается образование некоего подобия горба на локальном участке. Вполне очевидно, что при заполнении системы водой в возвышающейся части трубы будет образовываться пробка, которую оттуда никак не удалить. Даже в открытых системах отопления, где для попавшего внутрь контура воздуха есть свободный выход наружу, эти места постоянно остаются закупорены полностью или частично.

В классической конфигурации отопительных трубопроводов магистрали всегда имеют уклон в сторону движения теплоносителя, что способствует снижению общего гидродинамического сопротивления труб. Поэтому лучший способ избавиться от контруклонов — обследовать весь став и установить места, где нарушается указанное правило, а затем выполнить монтаж труб заново в соответствии с требованиями.

Уклон труб отопления

Однако это удаётся сделать не всегда: изменить положение труб могут мешать проёмы, также подобные работы почти всегда сопряжены с риском повреждения отделочных покрытий. Единственный способ избавиться от воздуха в этих местах — «мокрая» врезка вертикального ответвления. Делается это так: на трубу монтируется накладной хомут с упакованным на его отвод шаровым краном. При открытом кране в трубе сверлится отверстие, затем инструмент выводится из патрубка и кран сразу же закрывается.

Врезка в трубу

Автоматические стравливающие клапаны

В системах с верхним положением подающего трубопровода имеется общая наивысшая точка, в которую и направляется весь воздух, образующийся в любой части системы. Установка в этом месте автоматического клапана поможет раз и навсегда решить проблему образования воздушных пробок.

Нужно понимать, что такие клапаны работают под избыточным давлением и потому смысл в их установке есть только для закрытых систем отопления, в открытых же с этой функцией прекрасно справляется расширительный бак. Также обязательным требованием к установке стравливающего клапана является правильная организация уклона трубопровода: если в каком-либо месте на подающем или обратном трубопроводе имеется контруклон, воздух попросту не будет достигать той точки, где предусмотрено его автоматическое удаление.

Автоматический воздухоотводчик в системе отопления

Стравливающие клапаны скрывают внутри довольно тонкий и чувствительный механизм. Их установку следует проводить на вертикальном отводе из самой высокой точки длиной около 10–15 см. Перед стравливающим клапаном обязательно должен быть установлен фильтр-грязевик, исключающий попадание мелких соринок в механизм. Автоматических стравливателей может быть и несколько, например, в системах с лучевой разводкой их устанавливают на каждом коллекторе, то есть в нескольких высших точках системы.

Воздухоотводчик на коллекторе

Спуск воздуха из радиаторов

Для устранения воздушных пробок в радиаторах должна быть предусмотрена специальная арматура. Ручные краны Маевского для стравливания воздуха устанавливаются в один из верхних отводов радиатора. Если оба отвода использованы для подключения труб, стравливающий кран устанавливают в ответвление через тройник, направленный вертикально вверх. При этом кран должен устанавливаться по направлению протока после радиатора.

Кран Маевского

Для стравливания воздуха необходимо усилить циркуляцию теплоносителя, выведя насос в режим максимальной производительности. После этого кран приоткрывают на 1–2 оборота, характерное шипение свидетельствует о выходе воздуха. После того как поток воздуха иссякнет, из системы сливают ещё 100–150 мл воды и закрывают кран обратно.

Удаление воздуха из радиатора отопления

В некоторых случаях бывает, что одна воздушная пробка мешает выходу другой. При этом радиатор некоторое время греет нормально, однако со временем расход теплоносителя в нём снова ограничивается вновь образовавшейся пробкой. Лечение простое: повторять операцию стравливания с интервалом в несколько часов до тех пор, пока из крана не начнёт поступать прямой поток жидкости без пузырьков.

Как предупредить образование пробок

Попадание воздуха в систему может происходить также в режиме полной или частичной заправки. Если теплоноситель сливался из системы полностью, его обратную заливку нужно проводить при минимальном напоре. При этом рекомендуется дождаться, пока уровень воды в системе не покроет радиаторы и включить циркуляционный насос несколько раз на 5–10 секунд, обеспечивая ограниченное движение теплоносителя, за счёт которого устраняются небольшие воздушные карманы, скапливающиеся вверху труб на ровных участках. В закрытых системах отопления в высшей точке должен быть предусмотрен кран для выхода воздуха, замещаемого водой.

Опрессовка системы отопления

Если какой либо элемент системы: насос, радиатор или гидрострелка, были временно демонтированы без полного слива теплоносителя, необходимо проводить их обратную установку с локальной заправкой. При этом один из верхних патрубков подключения не герметизируется сразу, вместо этого открывается кран в нижней точке подключения, внутренний объём устройства заполняется водой, а из верхнего негерметичного соединения выходит большая часть воздуха.

Воздух в системе отопления дома. Причины воздушной пробки и способы удаления воздуха.

Несмотря на появление все новых технологий в наше время до сих пор не удалось создать идеально изолированную сеть водяного отопления от факторов среды. Так или иначе, воздух будет проникать в агрегат и даже скапливаться в высших углах.

Лишний воздух может попасть в систему вместе с:

  • С водой, если доливать недостающее число жидкости теплоносителя. Вода является чрезмерно насыщенной кислородом.
  • Химические реакции. Если жидкость не проверена на наличие солей, то реакция соли и металла с алюминием в баке выделит излишки кислорода.
  • Общая трубопроводная система дома спроектированная и установленная с ошибками. Отсутствие уклонов или наличие петель без автоматических клапанов, смотрящих вверх. В таких местах почти наверняка будет скапливаться воздух, что бы вы ни делали.
  • Мелкие части кислорода постоянно проникают через кислородный барьер пластиковых труб.
  • После ремонта арматуры на трубопроводе или любым спуском воды.
  • С образованием микродефектов резиновой мембраны в области расширительного бачка.

Воздух в системе отопления дома

Воздушная пробка в системе отопления дома

После межсезонного простоя оборудование может постоянно терять уровень давления в закрытой системе отопления, так как внутри находится воздух. Подобный воздух легко спускается добавлением нескольких литров жидкости. Подобное случается и в системах с открытой схемой, при стопоре работы котла и насосного механизма, ожидании нескольких суток и повторном запуске всей системы. Пока температура снижается — вся жидкость сжимается и предоставляет кислороду свободный путь до магистралей.

Если же мы говорим о системе большого блока квартир, то там воздух может появиться либо сразу с теплоносителем, либо с заполнением всей сети ввиду старта сезона.

Как быстро устранить воздух в системе отопления

С помощью крана (клапана) Маевского. Они должны быть в каждой системе вместе с воздухоотводчиками. Эти требования распространяются на отопительные аппараты с принудительным циркулированием.

Как быстро устранить воздух в системе отопления

Как быстро устранить воздух в системе отопления

Установка воздухоотводчиков

Устанавливаются в самых критичных местах — в перегибах трубопровода, а также на вершинах сгибов. В случае, когда Вы замечаете, что аппарат постоянно завоздушивается, воздухоотводчик поможет решить проблему. Они бывают двух видов:

  • Ручной воздухоотводчик. К ручному воздухоотводчику относится кран Маевского, по фамилии изобретателя. Воспользовавшись агрегатом можно без особой мороки самостоятельно произвести сброс скопившегося воздуха;
  • Автоматический воздухоотводчик позволит Вам полностью забыть об этой проблеме, не придётся даже вспоминать об этом периодически и производить самостоятельное развоздушивание.

Заполнение системы водой

  1. Систему необходимо заполнять снизу-вверх охлажденной водой. Обязательно нужно заранее открыть все краны помимо кранов спуска воды. Именно благодаря такому методу заполнения система не станет завоздушенной. Вся процедура должна быть максимально плавной, чтобы не создать закрытый объём;
  2. Когда заметите, что через кран пошла вода – перекройте его, таким образом, жидкость будет постоянно подниматься до самого верха;
  3. После полного заполнения системы запускайте насос. При соблюдении всех шагов начнется циркуляция и не потребуется прокачивать всю систему отопления.

Почему образуются воздушные пробки

Почему образуются воздушные пробки

Почему образуются воздушные пробки

Воздушные карманы или пробки формируются из-за:

  • Образования утечек внутри трубопровода;
  • Ошибки во время установки и проектировании трубопроводов, обычно в квартирах;
  • Слитие жидкости, не следуя последовательной инструкции;
  • Неосторожное проведение ремонта, что скорей всего приведет к разгерметизации всего аппарата.

Как предотвратить образование воздуха в системе отопления

Необходимо четко следовать правилам во время заполнения системы водой:

  1. Если до этого всё содержимое бака сливалось целиком из системы, то заполнять его вновь нужно с самым маленьким напором.
  2. Также важно дождаться точного момента, когда уровень воды внутри ровно накроет радиаторы и затем несколько раз включить/выключить циркуляционный насос всего лишь на пять-десять секунд. Таким образом, теплоноситель получает ограниченное передвижение по сосуду и устраняет собой мелкие воздушные карманы, которые скапливаются в вершинах труб.
  3. У системы закрытого типа на самом верху обязательно присутствует кран, которым можно спустить воздух.

В случае если любой из элементов системы, будь то гидрострелка или насос, были демонтированы на время без полноценного слива жидкости теплоносителя, то придётся устанавливать их обратно вместе с локальной заправкой. Во время процесса самый верхний патрубок не сможет сразу герметизировать, поэтому в противоположной, в самой нижней точке, открывается кран, все внутренности устройства заполняются жидкостью, а в верхнем соединении происходит выход воздуха, так как оно на данный момент не герметично.

Читайте также  Как нарастить батарею отопления алюминиевые

Как предотвратить образование воздуха в системе отопления

Как предотвратить образование воздуха в системе отопления

Как правильно заполнить систему отопления

В случае допущения ошибок вся сеть труб успеет образовать воздушные карманы внутри себя. Весь процесс можно сильно упростить, если система обладает расширительным открытым баком на самой верхней точке агрегата.

  1. Происходит с самой нижней точки бака на очень слабом давлении, чтобы убрать лишние пузырьки кислорода.
  2. Затем идет стравливание кислорода с помощью подсоединения к патрубку шланга перелива, желательно длинного, с выводом на улицу.
  3. В случае наличия группы безопасности у котла, лучше всего его отсоединить.
  4. Затем необходимо открыть подпиточный кран где-то на одну треть для постепенного заполнения системы водой.

В очередной раз повторим, что не стоит проводить заполнение под большим напором, так как это неизбежно приведёт к появлению большого количества кислородных карманов и избавиться от них позже будет очень непросто.

Когда вы заметите вытекающую из шланга воду, можно перекрывать кран подпитки. Затем, пользуясь кранами Маевского, надо пропустить воздух в каждом из радиаторов. После этого открываются краны, которые отсекают котел. Пока он заполняется, Вы будете слышать шипящий звук, издаваемый автоматическими клапанами, сбрасываемыми воздух внутри группы безопасности. Теперь осталось лишь добавить воды до заполнения на две трети полного объема.

Как только вы удостоверитесь, что весь воздух был спущен, необходимо включить котел и проверить равномерность прогрева радиаторов. Если какие-то из них остались холодными, можно провести процедуру развоздушивания. На этом процесс не заканчивается, ведь за котлом и всей системой потребуется слежение еще в течение недели после старта.

Если же у Вас установлена закрытая система, то лучше позвать помощника. Разница от вышеописанной процедуры небольшая – нужно лишь, чтобы один следил за манометром, а второй начинал сброс воздуха с системы отопления, когда давление доберется до 2 Бар. Когда это произойдет отключится подпитка – одному человеку придется манипулировать кранами Маевского, а другому пополнять систему водопроводом, чтобы давление не падало.

Следующие факторы могут послужить возникновению пробок

  • Ошибки во время монтажа, кривые повороты и неверный уклон;
  • Поспешный залив воды в систему под высоким напором;
  • Отсутствие воздухоотводного клапана на радиаторах и других важных участках системы или его низкокачественный монтаж;
  • Пониженный уровень жидкости в системе отопления;
  • Недостаточная герметизация соединений труб, радиаторов и прочих частей, что позволяет воздуху свободно проникать в сеть;
  • Перегрев жидкости при первом запуске приводит к активному выделению кислорода внутри.

Лишний воздух наиболее страшен системам на принудительной циркуляции. Во время обычной нагрузки подшипники насоса проводят всё время погруженными в воду. Если в этот момент через них пройдёт воздух – он снимет слой смазки, что может полностью вывести из строя весь механизм или вал, также повредить скользящие кольца от перегрева и трения.

Участки труб с воздухом наиболее подвержены распространению коррозии. Повышенные температуры заставляют химические элементы вроде магния, кальция, углекислого газа и кислорода распадаться и образовывать налет на поверхностях труб системы.

Воздушные пробки в трубах и радиаторах

Неравномерный нагрев радиаторов является самым ярким проявлением наличия в них воздуха. Пустота не позволит батареям прогреться, а значит, и работать система не сможет. Понять где проблема можно простым простукиванием, необходимо искать более звонкий звук. Мало просто удалить воздух, нужно также и устранить причину его появления.

Причины завоздушивания

Причин может быть множество:

  • Во время слива воды или наполнения ею можно легко пропустить воздух внутрь системы;
  • Вовремя замены приборов и частичном сливе воды воздух также может попасть
  • внутрь;
  • Из-за трудоемкости работы по очистке системы от воздуха часто пренебрегают мелкими шагами и в результате не избавляются от всех карманов воздуха в аппарате;
  • Наличие алюминиевого сплава в радиаторах часто приводит к газообразованию;
  • Коррозия внутренней стороны труб. Этот процесс выделяет множество газов в воду и тем самым создает воздушные карманы;
  • Холодная вода сильно насыщена кислородом, который при нагреве начинает выходить в систему;
  • Плохой монтаж клапанов автосброса воздуха и наполнение системы грязной водой закупорит их, воздух попросту не сможет покидать систему.

Способы развоздушивания пробок

При уже завоздушенной системе отопления можно открыть кран, если это центральное отопление. Их размещают на самой верхней точке.

В квартирных батареях хватит и спустить воздух в месте его образования с помощью размещенных кранов. Воздушник открывается ключом или отвёрткой.

Система с естественной циркуляцией теплоносителя

Этот вариант системы теплоснабжения работает на принципе изменения плотности жидкости при нагреве:

  • Вода внутри котла нагревается и начинает подниматься по трубопроводу;
  • На её место встаёт холодная жидкость, идущая из батарей отопления;
  • Чем больше будет разница температур между двумя бассейнами жидкостей – тем лучше вода будет циркулировать.

Система с принудительной циркуляцией

Вся разница с предыдущим методом кроется в наличии насоса. Скорость перемещения жидкостей по трубам возрастает, что поможет прогревать радиаторы быстрей, да и монтаж трубопровода можно проводить с меньшими ограничениями.

Определение места образования пробки и ее удаление

Всегда необходимо в первую очередь найти место воздушной пробки. Самым легким способом обнаружения являются простукивание радиаторов на звон и физический контакт с ними – самое звонкое и холодное место почти наверняка имеет в себе воздух. Далее необходимо воспользоваться воздуховодом, ближайшим (и самым высоким) к точке предполагаемого наличия воздуха. Важно понимать, что устранив воздух, Вы не устраните проблему и необходимо более детально изучить систему.

Как спустить воздух в системе отопления

Самый лучший вариант — это использование кранов Маевского в верхних частях радиатора. Чтобы стравить воздух:

  1. Понадобится усилить циркуляцию жидкости внутри системы, переведя насос в максимальную мощность;
  2. Кран открывается на 1 оборот, должно быть слышно шипение.
  3. Сливается около 100 миллилитров воды и полностью закрываются краны

Продолжать процедуры спуска воздуха с интервалом в несколько раз в день, пока все пузырьки из жидкости выйдут полностью.

Причины воздуха в системе отопления и как развоздушить батареи

Даже правильно рассчитанная и смонтированная система отопления в доме не всегда эффективно работает и обеспечивает равномерный прогрев помещения. Такие сбои в работе бывают вызваны не поломкой оборудования, а обычным воздухом, который скопился в системе. Воздушные пробки становятся причиной шумов в магистрали и приборах, а также плохого нагревания радиатора либо полной его неработоспособности. Чтобы наладить эффективный обогрев жилых помещений, нужно знать как развоздушить систему отопления.

Причины появления воздуха в системе отопления

Поскольку все трубопроводы и радиаторы герметичные, возникает логичный вопрос – откуда в системе отопления воздух?

появление воздуха в системе отопления

Однозначно ответить сложно даже в каждом конкретном случае, потому что причины завоздушивания системы отопления следующие:

  1. Неправильный уклон обратного трубопровода. Этот уклон нужен для естественного тока теплоносителя в сторону котельной или нагревательного котла. При недостаточном токе в системе понижается давление и накапливается воздух.
  2. Воздух в системе может появляться из-за ее неправильного заполнения теплоносителем.
  3. Воздушные массы могут попадать в отопительный контур через негерметичные соединения различных участков трубопроводов и составляющих элементов.
  4. Отсутствие кранов Маевского или клапанов для стравливания воздуха приводит к некорректной работе всей системы и ее завоздушиванию.
  5. В ходе проведения любых ремонтных работ в отопительный контур будет попадать воздух.
  6. Использование некачественной воды, которая содержит много кислорода, также является распространенной причиной этой проблемы. При ее нагревании газ выделяется и собирается в виде воздушных пузырей.
  7. Попадание воздуха в контур может происходить через поврежденные коррозией участки трубопроводов и радиаторов.
  8. Полный слив теплоносителя из контура также является причиной завоздушивания.

Как воздух влияет на работу системы?

Если в системе отопления воздух, то это в первую очередь сказывается на нормальной циркуляции теплоносителя. Нагретая жидкость не может перемещаться по контуру и отдавать тепло радиаторам, которые в свою очередь не будут нагревать помещение или могут делать это в недостаточной степени.

как воздух влияет на работу системы

Завоздушивание системы сказывается на всей ее работе, вызывая следующие негативные явления:

  • В контуре и батареях появляются шумы при циркуляции теплоносителя. Кроме этого, трубы могут вибрировать, вызывая быстрый износ элементов на участках стыковки и ослабляя сварные соединения.
  • Своевременный спуск воздуха из системы отопления важен и по той причине, что воздушные пробки препятствуют циркуляции теплоносителя через отдельные радиаторы. В некоторых случаях это может привести к замерзанию системы.
  • Воздух в контуре ухудшает циркуляцию теплового носителя, что способствует перерасходу топлива котлом.
  • Кислород в системе отопления вызывает коррозию металлических элементов. В итоге срок службы оборудования уменьшается, а некоторые агрегаты могут преждевременно выходить из строя.

Какие признаки указывают на наличие воздуха в системе?

Для начала нужно убедиться, что причина неэффективной работы отопительной системы – завоздушивание.

На это указывают следующие признаки:

  1. В радиаторах и трубопроводах появляется шум. Это может быть гул или булькающий звук, который является характерным признаком скопления воздуха.
  2. Батареи прогреваются неравномерно. Такая ситуация бывает не только при завоздушивании, но и при засорении радиатора отложениями. Отличить одно от другого несложно. При завоздушивании холодным будет и радиатор, и трубопровод, а при засорении прибора трубы будут горячими, а секции батареи – холодными.
  3. В системе может снижаться давление. Если воздух попал в контур при разгерметизации, то в этом месте будут протечки, а общее давление в магистрали будет снижено. Нужно внимательно осмотреть все места соединений и герметично их затянуть. Если течь не выявлена, то ее стоит поискать на протяжении трубопровода и в отопительных приборах.

Важно! Определить место скопления воздуха в системе можно постукиванием. В месте завоздушивания звук при ударе более звонкий.

Как спустить воздух из системы?

Теперь пришла очередь поговорить о том, как убрать завоздушенность системы отопления. Для удаления воздуха используются различные краны и приспособления для его спуска.

Воздушный сепаратор

Это устройство предназначено не для удаления воздушных пробок, а для устранения растворенного в теплоносителе воздуха, который при нагревании воды будет выделяться пузырьками и скапливаться в системе. Данное приспособление может быть установлено в любом месте контура.

воздушный сепаратор

Для удаления растворенного воздуха агрегат его преобразовывает в пузырьки, собирает и выводит наружу. Сепаратор является частью сепараторного узла, который устанавливается в подвале многоэтажки.

Сегодня можно найти усовершенствованные сепараторы, которые не только выводят воздух из теплоносителя, но и отвечают за его очищение от примесей и мусора. Обычно эти агрегаты применяют в постройках с централизованным отоплением.

Кран Маевского

Если на радиаторах установлены краны Маевского, то вопрос, как развоздушить батарею, решается легко. Достаточно открыть кран и спустить газы.

Читайте также  Радиаторы отопления биметаллические нижнее подключение

кран маевского

Это специальное приспособление со штуцером, при открывании которого обеспечивается доступ в магистраль. Поскольку воздушные пробки образуются в верхней части батареи или всего отопительного контура, он монтируется на верхний патрубок. В многоэтажных домах краны Маевского стоят только на радиаторах в верхней точке разводки (то есть на последних этажах).

Даже контуры с принудительной циркуляцией теплового носителя не защищены от образования воздушных пробок, поэтому краны Маевского устанавливаются и в городских квартирах. Скопившийся воздух может приводить к снижению эффективности всей системы отопления многоквартирного дома.

Спускать воздушную пробку с помощью крана Маевского можно без привлечения специалистов, самостоятельно. Достаточно подставить емкость для сбора воды или установить на кран гибкий длинный шланг, один конец которого опустить в ванную или раковину. Это нужно по той причине, что вместе с воздухом может выходить некоторое количество теплоносителя.

Автоматический воздухоотводчик

Еще один способ, как устранить завоздушивание системы отопления, подразумевает использование автоматического воздухоотводчика. Это устройство предназначено для удаления воздуха из системы в автоматическом режиме, то есть участие человека для этого не нужно.

Принцип работы устройства следующий:

  1. Тепловой носитель циркулирует внутри автоматического воздухоотводчика, имеющего специальный поплавок.
  2. Это приспособление соединено со штоком, который воспринимает давление пружины.
  3. Когда корпус воздухоотводчика заполняется водой, поплавок давит на шток, который перекрывает поступление воздуха в отопительную систему.
  4. Если в момент отсутствия теплоносителя в приборе в него попадает воздушная пробка, то шток открывает выход для удаления воздуха.

Такой принцип работы используют все воздухоотводчики автоматического типа. Если приспособление правильно установить, то оно проработает довольно долго без выхода из строя.

автоматический воздухоотводчик

Однако в некоторых случаях у автоматических воздухоотводчиков могут появиться следующие проблемы:

  • При циркуляции теплоносителя низкого качества шток со временем покрывается солевыми отложениями. В итоге он не может плотно перекрывать проход, что становится причиной протечек. Для устранения проблемы нужно открыть крышку прибора и хорошо прочистить шток.
  • Иногда в ходе эксплуатации отопительного контура тепловой носитель подтекает в том месте, где крышка крепится к корпусу. Это связано с износом резиновой прокладки, установленной в этом месте. Для решения проблемы просто нужно заменить прокладку.

Среди перечисленных устройств можно найти подходящий вариант для спуска воздуха из отопительной системы. Но если место образования воздушной пробки выявить не получается, то можно удалить газы в процессе эксплуатации контура.

Для этого делают следующее:

  1. Давление и температуру теплоносителя в магистрали специально повышают. В этом случае скопление пузырьков перемещается к месту, где его можно выявить и спустить через специально установленное приспособление.
  2. Опытные сантехники могут выгнать пробку из контура ударами по трубам. Однако самостоятельно использовать такой метод нельзя, потому что нужно точно знать, как, где и с какой силой ударить по трубопроводу. К тому же этот метод не всегда дает ожидаемый результат.

Если отопительная система часто завоздушивается, то нужно установить специальные приспособления для спуска воздушных пробок. Это будет способствовать не только комфортной температуре в помещениях, но и длительной, а также бесперебойной работе всего отопительного контура.

Воздушная пробка в системе отопления

воздушная пробка

Запуск отопительной системы частного дома в холодный период года позволяет выявить наличие неполадок. Если радиаторы неравномерно прогреваются, работа сопровождается избыточным шумом, то вероятной причиной такой картины является образование воздушной пробки в системе отопления. Ниже будут рассмотрены причины появления воздуха в контуре, отрицательные последствия его наличия и способы избавления от данной неприятности.

Причины появления

Полностью предотвратить возникновение пробок практически невозможно. Периодическое стравливание скопившегося воздуха из системы отопления можно считать неотъемлемой процедурой при эксплуатации отопительных приборов. Для минимизации негативного воздействия пробок следует иметь представление о причинах, ведущих к их появлению. Наиболее характерны следующие:

  • неправильный расчет и монтаж;
  • несоблюдение правил введения теплоносителя в контур;
  • нарушение герметичности;
  • отсутствие устройств отведения воздуха или некорректное их использование;
  • последствия ремонта;
  • добавление холодной воды к теплоносителю.

Иногда в точках соединения радиаторов с трубами и кранами образуются небольшие протечки. Они практически не видны, поскольку вода быстро испаряется. Постепенно в контур подсасывается воздух, заменяя собой вытекший теплоноситель, образуется пробка.

Важно! Во время проектирования необходимо исключить наличие участков с неправильным уклоном трубопровода или петлеобразным его расположением. Имеет смысл продумать наличие устройств для отведения воздушных пузырей, причем важным является место их расположения и количество.

Если в качестве теплоносителя выступает вода, то присутствующий в ней воздух легко попадает внутрь системы. Нагрев жидкости приводит к выделению пузырьков, которые скапливаются в неровных участках трубопровода и создают пробку.

Негативные последствия

избавляемся от пробок

Неравномерный прогрев отдельных узлов отопительной контура частного дома приводит к неполноценному обеспечению помещений теплом. Это обусловлено присутствием воздушной пробки в системе отопления, пробки, не позволяющей теплоносителю полноценно циркулировать по трубам. Со временем незамеченная и неисправленная проблема может привести к серьезной поломке.

Частичное заполнение радиаторов теплоносителем снижает эффективность всей системы. Когда верхняя часть батареи холодная, а нагревается только нижняя – это сигнал, говорящий о том, что необходимо устранить воздух.

Сильный шум, вибрирование отдельных элементов отопительной системы – только часть неприятностей. Они позволяют найти место концентрации воздушных пузырьков и вовремя исправить ситуацию. В противном случае, воздух запускает химические процессы внутри батареи, что приводит к распаду гидрокарбонатных соединений. Выделяемая углекислота способствует нарушению химического баланса теплоносителя. Возникает риск коррозийных процессов, что негативно отражается на сроке службы металлических элементов системы отопления.

Важно! Высокая температура приводит к образованию отложений на внутренних поверхностях радиаторов, что еще больше усугубляет некачественную циркуляцию теплоносителя. При скоплении большого количества отложений просвет труб закрывается, повышается вероятность поломки котла. Загрязненным трубам потребуется тщательная прочистка или полная замена.

Ряд систем индивидуального отопления оснащается циркуляционным насосом. Присутствие воздуха в больших количествах отрицательно сказывается на его функционировании. Поскольку правильная работа подшипников устройства предполагает водную среду, сухой ход ввиду наличия воздушных пузырей становится опасным фактором. Среди серьезных последствий часто случающейся сухой работы насоса – перегрев и полный выход из строя. Поэтому начинать бороться с наличием пробок нужно сразу после их обнаружения.

Способы избавления от воздуха

Воздушная пробка в системе отопления не станет постоянным спутником отопительного сезона, если проект и установка всех ее элементов были осуществлены правильно, проводилось регулярное очищение и корректное заполнение контура. Но вопрос о том, как удалить воздушную пробку из системы отопления, никогда не теряет своей актуальности. Порядок действий определяется особенностями конкретной конструкции. Существует два типа конструкций по характеру циркуляции теплоносителя:

  • с естественным движением;
  • с принудительным движением.

Если в контуре предполагается естественная циркуляция теплоносителя, то выгнать присутствующий воздух позволит расширительный бачок, который устанавливается в самой верхней точке системы. Монтаж трубопроводов и батарей ведется так, чтобы магистраль, по которой подается теплоноситель поднималась в бачок вертикально.

Обратная магистраль монтируется с уклоном, что также обеспечивает естественную циркуляцию. Если все правильно спроектировано и установлено, то горячая вода в контуре способна постепенно выгнать возникшую пробку в бачок, который открыто сообщается с атмосферой.

Если в контуре предполагается принудительная циркуляция, то способ удаления воздуха будет иным. Бачок открытого типа аналогичным образом устанавливается в верхней точке, закрытый размещается непосредственно перед котлом на обратной трубе. Магистраль, отвечающая за подачу теплоносителя, выполняется без уклона, поскольку за циркуляцию отвечает насос. Выгонять образовавшуюся пробку лучше вдвоем, чтобы один человек обеспечивал контроль уровня давления.

Важно! «Избавляться от пробки лучше при минимальном нагреве воды в системе отопления. За счет уменьшения ее объема увеличится эффективность проводимых работ».

Дополнительно устанавливаются устройства для устранения воздушных пробок. Предусматриваются следующие приспособления, позволяющие избавиться от ряда проблем:

  • автоматические воздухоотводчики, монтируемые в местах изгиба трубопровода и в верхних точках контура;
  • краны Маевского, устанавливаемые непосредственно на радиаторы;
  • сепараторы воздуха, применяемые в крупных системах.

Кран Маевского

кран маевского

Устройство представляет собой игольчатый радиаторный клапан, помогающий вручную избавиться от воздуха. Материалом изготовления служит латунь, конструкция отличается простотой и надежностью. Кран состоит из корпуса и конического винта. Открыть кран можно рукой, либо отверткой, а также специальным ключом.

Для того, чтобы устранить пробку при помощи краника, понадобятся отвертка или специальный ключ, тряпка, емкость для воды. Циркуляционный насос на время выполнения процедуры необходимо отключить. Далее следует медленно открыть кран. Устраняемый воздух даст о себе знать характерным шипением и брызгами теплоносителя. Чтобы не испачкать пол под батареей, под спускное отверстие подставляется подготовленная емкость.

Бесперебойно вытекающая из отверстия вода сигнализирует об избавлении от пробки. Завершает процедуру плотное закрытие крана. По мере необходимости аналогичные действия выполняют на остальных батареях.

Автоматический воздухоотводчик

Приспособление совмещает в себе поплавковое и клапанное устройства и может самостоятельно убрать воздух из отопительного контура. Его элементы следующие:

  • корпус, выполненный из латуни;
  • поплавок;
  • шарнирный рычаг;
  • выпускной клапан.

воздухоотводчик

Утечка воды из контура не происходит благодаря запорному колпачку винтового типа, защита от внешнего загрязнения обеспечивается еще одним колпачком. Работа устройства предполагает скопление убираемого из контура воздуха в камере с поплавком, который опускается по мере увеличения его количества. Благодаря чему происходит открытие клапана для спуска. После этого клапан автоматически закрывается, и система продолжает свое полноценное функционирование.

Важно! «Исходя из комментариев пользователей алюминиевых радиаторов и руководствуясь инструкциями по эксплуатации, можно однозначно утверждать, что такие отопительные приборы требуют установки автоматических воздухоотводчиков. Объясняется это повышенным газообразованием внутри алюминиевых конструкций».

Сепаратор воздуха

Сепаратор воздуха

Данное приспособление имеет более сложный принцип работы: сначала происходит отделение воздуха от воды, играющей роль теплоносителя. Затем он преобразуется в пузыри и выгоняется из системы.

В продаже встречаются устройства, которые позволяют не только сепарировать воздух, но и удалять песок, куски ржавчины. Сливной кран внизу сепаратора позволяет убрать скопившуюся во время работы грязь, а воздушные пузыри выходят в верхней части устройства.

Находящийся отопительной системе воздух может принести массу неприятностей. Результативной профилактикой проблемы станет правильно выполненное проектирование и монтаж трубопроводов и радиаторов, установка специальных приспособлений, помогающих удалить из контура воздух. В случае обнаружения неполадок в давно функционирующей системе, следует незамедлительно найти проблемный узел и устранить проблему доступным способом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: