Шаг поперечной арматуры в ленточном фундаменте

Как правильно армировать ленточный фундамент?

Армирование ленточного фундамента играет ключевую роль в случае необходимости получить максимальную жесткость и прочность соединительных элементов бетонной ленты. При этом следует помнить, что основную нагрузку на растяжение и разрыв несут углы конструкции основания, т.к. это самое уязвимое место любого фундамента, отчего халатность здесь недопустима.

Поэтому необходимо изначально рассчитать, сколько арматуры нужно задействовать на конструкцию, а также учесть возможное проседание песчаной подушки под нагрузкой не только самого основания, но и несущих стен, перекрытий и крыши. Правильное решение – рассчитывать армирование для каждого фундамента индивидуально, исходя от условий на строительной площадке.

армирование ленточного фундамента

Как выполняется армирование монолитного фундамента

Железобетонные фундаменты монолитных конструкций бывают отдельными, ленточными и сплошными. Отдельные фундаменты строятся с акцентом в сторону колонн, плиты устанавливаются в несколько ярусов, а основание армируется с помощью сетки и стержневой арматуры сечением не менее 10 мм. Часто фундаменты могут отличаться и способом укладки бетона, ведь можно использовать механическую заливку готового раствора в опалубку с арматурой, а можно — секционный залив.

Если равномерности не получается достичь, что часто возникает при установке ленточного фундамента своими руками, тогда в местах стыковки бетонных блоков рекомендуется также сделать контрольное армирование или усилить зоны стыков.

Армирование ленточного фундамента

Шаг армирования ленточного фундамента.

Мелкозаглубленные ленточные основания армируются в несколько ярусов, начиная непосредственно с опалубки. Тут используется арматура сечением не менее 12 мм, которую нужно соединить между собой способом сварки или жесткого соединения проволокой.

Технология армирования таких фундаментов предусматривает создание максимально жесткого соединения бетонных плит с целью устранить воздействие грунта и подземных вод и создать равномерное распределение нагрузок по всей площади перекрытия заглубленной конструкции.

Технология выполнения армирования заглубленного ленточного фундамента

Технология армирования

Устройство и технология армирования.

Свойства любого бетона таковы, что он подвержен воздействию мороза и воды и со временем начинает трескать, терять свои несущие характеристики. Оптимальное решение устранить последствия воздействия негативных климатических явлений – это использовать арматуру.

Учитывая технологию создания любого монолитного мелкозаглубленного фундамента, где используется песчаная подушка и опалубка, то оптимальное решение в таких случаях – это использование каркасной арматуры ленточного горизонтального и вертикального спирального типов со средним шагом армирования.

Как правильно сделать армирование монолитного фундамента своими руками

Прежде всего, нужно помнить о том, что любое основание состоит с прямых линий и углов. Поэтому арматуру стоит использовать в зависимости от назначения, ведь основание может быть прямоугольной или квадратной формы. Размеры опалубки должны строго отвечать ширине подушки, в противном случае не получится добиться действительно надежного армирования.

Устройство опалубки предусматривает использование стальных прутов или толстой проволоки как минимум в два вертикальных ряда с шагом до 80 см.

В случае горизонтального армирования расчеты проводятся индивидуально и тут многое зависит от глубины погружения мелкозаглубленного фундамента. Как правило, пруты расположены с шагом 10-20 см, равномерно по всей ширине опалубки, соединены между собой сваркой или проволокой, люфт между соединениями должен быть минимальным или вообще отсутствовать. Шаг армирования при этом играет значительную роль.

Армирование ленточного фундамента – проводимые работы

  1. Расчет, сколько арматуры нужно использовать для вертикального и поперечного армирования несущей конструкции;
  2. Расчет силы давления фундамента на грунт, шаг армирования;
  3. Подбор типа арматуры, ее максимального сечения и способа соединения;
  4. Вырывается траншея по периметру будущего здания, на дно нужно обязательно засыпать песчано-гравийную подушку;
  5. Делается арматурная вертикальная опалубка. Устройство ее простое: с шагом 200 см втыкается арматура в землю, причем она должна стоять в строго рассчитанных местах и быть соответствующей высоты;
  6. К вертикальным штырям нужно привязать или приварить горизонтальную арматуру так, чтобы до поверхности фундамента оставалось не более 5 см. Выступы армирования допускаются, но небольшие. При желании, штыри можно опустить даже ниже уровня подушки и дополнительно положить слой проволоки непосредственно поверх подушки с целью создать более прочную опалубку.

Ленточный фундамент и армирование углов

Ленточный фундамент и армирование углов.

Некоторые строители, которые делают армирование своими руками, с целью достижения более жесткой конструкции используют осколки кирпича, металлолом, ржавую проволоку. Как показала практика, практически никогда правильно проложенная и соединенная арматура не была лишней — просто нужно к этой работе относиться с ответственностью.

Прямолинейное армирование основания – еще не гарантия качественного и надежного фундамента. Ведь даже создание несущей бетонной опалубки с установленной арматурой ниже уровня подушки не будет предохранять каркас от проседания через подвижки грунта.

В таком случае нужно соединить между собой прямые бетонные ленты.

Армирование углов ленточного фундамента заглубленного или мелкозаглубленного типов — устройство конструкции основания в таких случаях не играет никакой роли, технология остается прежней.

Особенности армирования углов мелкозаглубленного фундамента

Правильное армирование тупого угла

Правильное армирование тупого угла.

Тут существует несколько ключевых правил, о которых строитель должен помнить. Прежде всего, нужно продумать устройство подушки и опалубки, ведь именно на них ложится основная нагрузка со стороны здания, почвы и внешних климатических воздействий. Арматуру нужно устанавливать сначала по углам основной прямой ленты из расчета не менее два боковых и одного центрального прута на каждую сторону.

Затем штыри для горизонтального соединения нужно выгнуть и расположить в ряды на уровне подушки с шагом не менее 20 см в сторону поверхности. Для заглубленного фундамента, который расположен на сыпучих или песчаных грунтах, такая конструкция будет оптимальной с точки зрения жесткости и надежности.

Затем рекомендуется сделать дренажные отверстия в опалубке и приступить к заливке бетона. Понятно, что вся траншея будет изначально засыпана мелким камнем, на котором и лежит арматура. Поэтому желательно заливать бетон практически одновременно.

Технология армирования довольно проста, ее можно сделать качественно и своими руками. Но именно на углы ложится основная нагрузка, а поэтому арматуру для углов заглубленного или мелкозаглубленного основания нужно подбирать большего сечения, чем для для лент. Также тут играет роль устройство будущего дома, масса его строительных конструкций, допустимые нагрузки, тип грунта и степень его влажности.

Технология армирования ленточного фундамента

Фундаментом называется основание любого здания, возводимое в первую очередь и принимающее на себя не только нагрузку всей конструкции, но и нагрузку со стороны почвы во время сезонных пучений, чрезмерного выпадения осадков и температурных перепадов. При этом основную нагрузку на сжатие принимает на себя бетонная составляющая, а на растяжение — стальная арматура. А поэтому, с целью улучшения монолитности здания применяют технологию под названием «армирование ленточного фундамента».

Именно ленточный фундамент является самым часто используемым при возведении зданий из оцилиндрованного бревна, клеенного бруса, шлакоблока или кирпича небольшой этажности (как правило, 2-3 этажа). Основание ленточного типа имеет вид замкнутого контура, точно распределенного по периметру постройки в соответствии с планом дома. То есть такой фундамент монтируется под каждой из несущих стен здания, где целью является равномерное распределение нагрузки от дома на грунт.

Важно: неверно выполненное армирование ленточного фундамента способно в скором времени приведет к разрушению не только всего контура, но и выстроенного здания. Именно поэтому выполнение армирования основания здания требует тщательного и взвешенного подхода, а также соблюдения технологий, регламентированных СНиП.

Технология выполнения армирования

армирование ленточного фундамента

Армирование ленточного фундамента проводится на начальных этапах строительства, а именно — перед заливкой бетонного раствора в опалубку. Для укрепления контура фундамента используются стальные элементы, которые собираются в решетчатую конструкцию с заданными параметрами. При этом расчёт параметров армирующей обрешетки производится с учетом высоты, длины и ширины ленты основания.

Армировочная решетка возводится на стадии монтажа опалубки, после чего слоями заливается бетоном с использованием строительного вибратора. Такое устройство позволяет более качественно выгнать пузырьки воздуха из структуры раствора и сделать его более плотным и крепким после высыхания. В последнюю очередь выполняют гидроизоляцию армированного основания с использованием специальной мастики и рубероида.

Типы прута для надежного армирования

армирование фундамента ленточного

Чтобы укрепление ленточного фундамента путем армирования было надежным, необходимо использовать качественные стальные элементы определенного класса. Так, профессионалы предлагают использовать для продольного армирования прут с маркировкой класса А-III (сегодня — А400) с поверхностью типа «ёлочка» или просто с ребристым верхом. Диаметр такой стали должен составлять от 10 до 22 мм в зависимости от ширины и высоты основания. Такие элементы каркаса будут основой для всего каркаса. Именно поэтому они укладываются в количестве четырех штук по каждой стороне ленты фундамента по два снизу и два сверху, создавая раму при помощи коротких продольных угловых прутов.

Для поперечного и вертикального армирования чаще всего применяют сталь меньшего сечения класса А-I (сегодня А240), которые имеют гладкую поверхность. Диаметр таких элементов составляет от 4 до 10 мм, поскольку нагрузка на них не такая колоссальная, как на пруты для продольной укладки.

Важно: шаг расположения поперечных и вертикальных углов при монтаже обрешетки варьируется от 30 до 50 см в зависимости от ширины и длины ленты основания. При этом верхние продольные элементы обрешетки не должна углубляться в раствор больше чем на 5 см. В противном случае польза от армирования фундамента со стороны несущих стен будет минимальной.

Расчет количества арматуры

фундамент ленточный и его армирование

Так же можно воспользоваться нашим онлайн калькулятором расчета арматуры ленточного фундамента.

Для проведения качественного армирования на этапе закупки материала необходимо подсчитать его количество. Для того чтобы понять, сколько прутов понадобится для выполнения монтажных работ, можно воспользоваться коэффициентом веса армирования, используемым многие годы профессионалами.

Важно: для армирования ленты фундамента под дома малой этажности (частное строительство) за многие годы был выведен и принят за строительную норму вес арматуры, необходимый для обустройства 1м3 фундамента. Это значение равно 80 кг.

Таким образом, чтобы вычислить нужный вес арматуры для конкретного фундамента, остается рассчитать количество расходуемого бетона на возведение фундамента. Для этого достаточно знать периметр будущего дома, длину несущих стен, высоту и ширину фундамента.

Пример: при количестве бетона 20м3 вес необходимой арматуры должен составлять 1600 кг, то есть 20х80=1600.

А можно рассчитать количество арматуры и таким образом:

  • Нужно нарисовать общую схему армирования и вычислить количество погонных метров прута, необходимое на обустройство всей обрешетки, зная все параметры фундамента. К полученному результату нужно прибавить еще 5-10%, которые, возможно, пойдут на обрезки.
  • Теперь необходимо выяснить вес погонного метра стальных элементов каркаса продольного и поперечного/вертикального расположения.
  • Осталось полученные при рисовании схемы погонные метры умножить на вес прутов конкретного назначения.

Важно: если самостоятельно провести правильный расчёт не беретесь, то лучше доверьте этот этап работ профессионалам.

Сборка обрешетки

фундамент армированный ленточный

На этапе монтажа армирующей решетки предстоит пройти этап вязки стальных прутов в единую конструкцию. Для этого используют стальную проволоку сечением 2 мм.

Важно: сварка при монтаже армирующей решетки полностью запрещена, поскольку сталь в процессе сваривания теряет свои прочностные характеристики, а значит, возведенный дом не будет надёжным. Сварка разрешена СНиП только в том случае, если для каркаса используется сталь с маркировкой С. К примеру стальной прут А500С. Эта буква говорит о том, что материал пригоден к свариванию.

Вязку арматуры производят при помощи специального строительного крючка, который облегчает формирование стальных петель.

Читайте также  Опорно столбчатый фундамент из бетонных блоков

Выполняется вязка арматуры следующим образом:

  • От общего мотка проволоки отрезают кусок длиной примерно 30 см;
  • Его складывают напополам и прикладывают к двум прутьям, которые будут соединять;
  • Теперь крючок продевают в имеющуюся петлю проволоки и захватывают один свободный её конец, проводя в петлю и загибая вокруг стального элемента;
  • Второй конец проволоки таким же образом через петлю обвивают вокруг второго прута, скрепляя их вместе под углом 90 градусов.

Таким образом, производится вязка всех элементов конструкции.

Важно: также для сборки каркаса можно использовать специальную насадку на шуруповёрт или электрические крючки.

Расстояние прутов в обрешетке согласно СНиП

ленточный армированный фундамент

В СНиП 52-01-2003 четко регламентируется отступ от одного элемента армировочного каркаса до другого, благодаря чему и профессионалы, и частные мастера могут соблюдать технологию устройства ленточного фундамента.

Так, правила СНиП таковы:

  • Минимальное расстояние поперечных стальных прутов друг от друга в армирующей обрешетке полностью зависит от диаметра элементов, величины фракций заполнителя для бетона, расположения элементов каркаса по отношению к направлению заливки раствора и способа укладки стен, но не менее 25 см.
  • Расстояние между продольными элементами каркаса вычисляется с учетом типа будущей конструкции (наличие эркеров, балконов, колонн и пр.), высоты и ширины ленты фундамента. Но при этом расстояние между продольными прутьями должно либо соответствовать половине его высоты, либо быть от 30 до 50 см.

Технология армирования углов

армирование ленточного фундамента

Важным элементом в устройстве обрешетки из стальных прутов является армирование углов фундамента. Большой ошибкой является сборка конструкции из расположенных отдельно прутов под углом 90 градусов. Даже надёжно связанная конструкция не даёт в этом случае никакой гарантии надёжности фундамента, поскольку элементы каркаса не представляют собой в этом случае надёжной жёсткой рамы и могут поддаться сжатию и растяжению. В результате на углах фундамента появятся трещины и сколы, что впоследствии приведет к разрушению дома.

Важно: при армировании углов используют только гнутые пруты, которые потом вяжутся с продольно расположенными элементами на расстоянии 50-70 см от самого угла фундамента.

Армирование эркеров и выступов

ленточный фундамент армирование

Часто для красоты будущего здания в проекте предусмотрены выступы под веранду или так называемый эркер. Под него также заливается фундамент, сопряженный с ленточным.

В этом случае необходимо использовать также технологию сгибания прута в форме тупого угла.

Технология армирования будет выглядеть так:

  • Согнутая сталь размещается на выступе фундамента, а её края заводятся к внешним продольным элементам;
  • Теперь внутренние пруты продольного расположения пропускают через согнутый каркас и соединяют их вместе;
  • Затем наружные продольные элементы каркаса также сгибают после места соединения их с изогнутым элементом и подводят к внутренним;
  • А для усиления конструкции используют изогнутые в форме Г пруты и достаточное количество хомутов.

Несколько правил качественного армирования

фундамент ленточный армирование

Чтобы не допустить возможного нарушения структуры фундамента и последующего разрушения здания, при армировании необходимо также придерживаться определенных правил, прописанных в СНиП:

Монтаж арматуры в ленточном фундаменте

Ленточный фундамент – это железобетонная лента, которая проходит по всему периметру постройки. Конструкция не сложная, но отличается массивностью и большим расходом строительного материала.

Ленточный фундамент

Ленточный применяется при строительстве домов и заборов.

Затраты труда также существенны, однако такой вид намного надежнее, чем остальные виды.

Подготовка к строительству

Подготовка к строительству начинается с выбора. На выбор типа оказывает влияние вид грунта. На торфяных грунтах при небольшой глубине промерзания необходимо делать монтаж мощных фундаментов. Также не желательно строить на глинистых грунтах, т.к. при большом количестве воды они вспучиваются и быстро размываются. Если дом строят на песчаном или сухом грунте, то монтаж следует производить выше глубины промерзания, на расстоянии в 50-60 см от уровня почвы.

Виды ленточных фундаментов

Виды ленточных фундаментов: из блоков; монолитный; кирпичный; на пучинистых грунтах.

Монолитный почти не используют на глубоко промерзающих грунтах. В пучинистом грунте необходимо использовать монолитный ленточный фундамент, чтобы арматура представляла сплошную конструкцию. Сборный ленточный здесь не подходит, т.к. основание из готовых блоков в зимнее время деформируется. Наилучшим выбором является монтаж на песчаном грунте. У любого ленточного фундамента должна быть подушка, т.е. нижний пояс, сам фундамент и верхний пояс, который соединяет конструкции между собой. Подготовка к строительству начинается с расчетов и разметки участка.

На месте будущего здания снимается верхний слой почвы и делается разметка плана дома. Отмеряют рулеткой расстояния и прямые углы, затем забивают колышки. Сначала нужно отметить углы здания, затем внутренние несущие стены. Если грунтовые воды находятся близко и предусмотрен монтаж дренажа, то расстояние для дренажа тоже обязательно отмечается. Когда подготовка участка на песчаном грунте завершится, приступают к выемке грунта. Траншее придают разную форму, она зависит от плотности грунта и глубины. При глубине до 1 м стенки делают строго вертикальными, а при глубине больше 1 м – с уклоном. Это делается для того, чтобы грунт не осыпался.

Арматурные прутья

Арматура в ленточном фундаменте

Арматура: углы, продухи.

Арматурные пруты могут с бетонной смесью контактировать по-разному. Существует 5 способов такого контакта: – сцепление (арматура соединяется с бетоном с помощью заливки металлического элемента каркаса); – трение; – контакт на связях сдвига; – сжатие во время усадки арматурного каркаса бетонной смесью; – взаимодействие арматуры и цемента на электрохимическом уровне. Армирование конструкций при помощи сеток и каркасных систем происходит с использованием следующих типов соединения: – вязка; – нахлестка; – сварка. Самым распространенным способом установки арматуры является сварка. Однако она имеет несколько недостатков: – большая трудоемкость процесса; – требуется задействовать много рабочих, занятых сваркой; – высокие температуры «отпускают» стержень закаленного арматурного прута, а это снижает его прочностные характеристики.

Если диаметр сечения арматуры больше 20 мм, то сварка в данном случае не рекомендуется.

Вся конструкция, смонтированная при помощи сварки, отличается повышенной жесткостью, которая придает всей конструкции некоторую хрупкость. Поэтому на протяжении всего срока эксплуатации арматуры есть вероятность образования дефектов в области сварных швов. Поэтому наиболее оптимальным способом крепления арматуры является вязочный метод.

Монтаж

Материалы для монтажа:

  • стержни арматурные АI Ф10 мм с шагом 150 мм;
  • стержни арматурные АI Ф8 мм с шагом 150 мм;
  • стержни арматурные АI Ф6 мм с шагом 150 мм;
  • вязальная стальная проволока с диаметром сечения 1,2 мм.

Фундамент ленточного вида из бетона, который усилен каркасом из металла, называется монолитный ленточный. Монолитны имеет важную особенность – одинаковость формы поперечного сечения.

Строение монолитного ленточного фундамента

Строение: песок, бетон, арматура.

Еще одним преимуществом такого вида фундамента является простой монтаж. Основным материалом для монтажа монолитного ленточного фундамента является бетон, состоящий в определенных пропорциях из цемента, песка и воды. Но бетон в застывшем виде не обладает нужной прочностью и стойкостью к различным факторам (влага, механические нагрузки, перепады температур и др.), поэтому возникает острая необходимость в применении дополнительного усиления структуры. Для решения этой проблемы используется армирование бетона – включение в его структуру металлических изделий, которые за счет пластичности придают готовому изделию нужную жесткость. В качестве арматуры применяется холодносплющенная сталь круглая, горячекатаная или периодического профиля. Арматурные стержни диаметром 25 мм крепятся точечной сваркой или вязальной проволокой.

Можно еще для этих целей приобрести соединительные элементы из пластмассы. Арматура диаметром больше 25 мм крепится только сваркой. Во всем каркасе обязательно должно быть соединено 50% пересечений. Угловые пересечения в обязательном порядке соединяются все. Арматурные стержни диаметром 40 мм и больше скрепляют швами дуговой сваркой с накладками.

К месту укладки бетонную смесь подают бетоноукладчиком или готовят сразу на месте бетономешалкой. Чтобы избежать расслоения бетона, высота сбрасывания при подаче должна быть не более 2 м. Виброжелоба применяют, когда бетон сбрасывают с высоты более 2 м. Нижняя часть работает на растяжение. Значит, рабочая арматура должна быть продольной, горизонтальной. Она кладется вдоль линии стены и сваривается или связывается между собой специальной соединительной арматурой.

Арматура

Арматура производится разных диаметров.

Для таких фундаментов в качестве рабочей арматуры лучше использовать стержни арматурные АI Ф10 мм с шагом 150 мм. Для поперечной связывающей арматуры используются стержни АI Ф8 мм с шагом 150 мм. Армированный нижний пояс должен быть немного шире основной стенки на 110-150 мм. При ширине ленточного фундамента 600 мм, нижний пояс (+150 по обеим сторонам) будет равен 900 мм. Рабочих стержней потребуется 6 шт. Высота пояса принимается равной 200 мм.

При устройстве всех монолитных конструкций следует помнить, что металл в любом случае должен быть защищен от коррозии слоем бетона. Толщина такого защитного слоя должна составлять 50 мм. Затем на подготовленное основание делаем монтаж опалубки. Через каждые 1-2 м устанавливаем распорки. Щиты из обрезной доски толщиной 20-25 мм, шириной до 150 мм. Между досками не должно быть никаких щелей, сами доски должны быть гладкими. Внутри выстилаем полиэтиленовую пленку, для того чтобы все стены были гладкими и можно было потом легко снять опалубку. На основание обязательно следует постелить рубероид для гидроизоляции. Затем свариваем армированный каркас и устанавливаем его на высоту 50 мм от основания, затем заливаем бетоном В15 М200. Стены работают на сжатие, а в нижней части работают на растяжение. Это означает, что внизу работает горизонтальная арматура, а по длине – вертикальная.

Читайте также  Расчет армирования ленточного фундамента

В качестве рабочей вертикальной арматуры используем АI Ф10 мм с шагом 150мм. Применяем в качестве поперечной арматуры АI Ф6 мм с шагом 150 мм. На высоте 40-60 мм от нижнего пояса выставляем 4 стержня и соединяем между собой. Затем вертикально привариваем две сетки на расстоянии 400 мм друг от друга к крайним стержням. Сетки соединяем между собой арматурой Ф6 мм с шагом 300 мм. Для каркаса можно использовать готовые сетки из арматуры.

Опалубка

Опалубка: щит, распорка, хомут, доска.

Затем выставляем опалубку и заливаем бетон. Верхняя часть работает на растяжение. Армирование происходит по аналогии с нижним поясом.

По всей ширине 600 мм понадобится три стержня, соединенных друг с другом поперечной арматурой с шагом 150 мм, необходимо выставлять их на высоте 50 мм от фундамента, такую же сетку ставим на 200 мм выше. Все сетки соединяем арматурой шагом 200-300 мм. Затем начинается подготовка опалубки, позже заливаем бетон на весь верхний армированный пояс непрерывно. После того как все конструкции будут отлиты, бетон нужно защитить и обеспечить ему равномерное высыхание. Для этого все накрывается рогожей, мешковиной, влажной тканью и т.д. Периодически надо ткань смачивать водой. Опалубку снимать надо только через 12-15 дней.

Сборные ленточные

Сборный ленточный фундамент

Сборный ленточный фундамент: плита, блок, гидроизоляция.

Конструкция ленточного вида из готовых железобетонных блоков называется сборный ленточный железобетонный фундамент. Его конструкция несложная, монтаж делается легко и применяется для строительства небольших загородных домов. Основными элементами сборных являются блоки ФЛ, выполняющие функцию опорной части, и блоки ФБС, которые используются для возведения стен. Подошва закладывается ниже глубины промерзания. Для разных регионов эта отметка разная. Например, для Подмосковья – 1,6 метра. Железобетонный блок для сборных фундаментов выпускается со стандартной шириной 300, 400, 500, 600 мм, высотой – 600 мм. Длина блока – 2400 мм. Выполняется железобетонный фундамент следующим образом:

  1. На основание, которое заранее подготовлено, в два слоя для гидроизоляции стелют рубероид, затем укладывают из сборного железобетона фундаментную подушку.
  2. При помощи крана подают железобетонные блоки и раскладывают их по траншее.
  3. При помощи арматурной проволоки соединительные детали бетонных блоков свариваются между собой.
  4. Делается монолитный верхний пояс для соединения в общую конструкцию.

Фундамент из сборных блоков долговечен и прочен. Благодаря использованию заводских блоков, значительно экономится время – остается только сделать монтаж на месте. Есть и недостатки: соединения железобетонных блоков могут пропускать влагу. Блоки ограничивают фантазию архитектора, потому что стандартные плиты нужно подгонять под индивидуальный проект, а это лишние затраты, усилия и время.

Ошибки при строительстве

Перечислим распространенные ошибки при возведении любых видов.

  1. Все работы по устройству должны идти непрерывно. В данном случае возможен подъем в результате пучения грунта. Такие деформации негативно сказываются на прочности всей конструкции. Если вы не можете себе позволить построить фундамент за один летний сезон, то лучше подождать.
  2. Ошибки допускаются и в армировании угловой части. Его не допускается делать крестом внахлест. Все концы следует отгибать на 90 градусов. Это нужно для качественного соединения с продольными стержнями.
  3. Если при устройстве вы использовали очень прочный бетон, но не придали значение качественному армированию, то после строительства могут появиться трещины. Важно не просто «добавить» арматурные стержни в бетон, но правильно подобрать диаметр арматуры и грамотно расположить все стержни в теле конструкции.

Все вышеперечисленные ошибки можно избежать, работая по заранее разработанному проекту. Каждый фундамент под дом на каждом участке индивидуален. Поэтому к возведению нужно отнестись серьезно, и желательно воспользоваться услугами специалистов.

Расстояние между арматурой по СП 63.13330 (СНиП 52-01-2003)

Требования к минимальному расстоянию между стержнями арматуры

Требования к минимальному расстоянию между стержнями арматуры приведены в разделе 10.3 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003. (раздел 10.3 СП 63.13330.2018)

Для чего необходим обеспечить минимальное расстояние между стержнями в железобетонной конструкции:

  • обеспечение совместной работы арматуры с бетоном;
  • качественное изготовление конструкций (укладка и уплотнение бетонной смеси)

Согласно п. 10.3.5 (СП 63.13330.2012, СП 63.13330.2018), минимальное расстояние между стержнями арматуры должно составлять:

1. Не менее наибольшего диаметра стержня!

2. При горизонтальном или наклонном положении стержней в один или два ряда при бетонировании:

  • для нижней арматурыне менее 25 мм;
  • для верхней арматурыне менее 30 мм;

3. При горизонтальном или наклонном положении стержней более чем в два ряда при бетонировании:

  • для нижней арматуры не менее 50 мм (кроме стержней двух нижних рядов).

4. При вертикальном положении стержней при бетонировании.

  • не менее 50 мм;

5. При стесненных условиях допускается располагать стержни группами — пучками (без зазора между ними).

При этом расстояния в свету между пучками должны быть также не менее приведенного диаметра стержня, эквивалентного по площади сечения пучка арматуры, принимаемого равным по формуле:

d si -диаметр одного стержня в пучке,

n- число стержней в пучке.

Требования к максимальному расстоянию между стержнями арматуры

Требования к максимальному расстоянию между стержнями арматуры приведены в разделе 10.3 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003.

Для продольной арматуры

В соответствии с п.10.3.8 — 10.3.10 СП 63.13330.2012 (СП 63.13330.2018), максимальное расстояние между осями стержней продольной арматуры составляет:

1. в железобетонных балках и плитах:

  • не более 200 мм — при высоте поперечного сечения h≤150 мм;
  • не более 400 мм или 1,5 h — при высоте поперечного сечения h>150 мм;

2. в железобетонных колоннах:

  • не более 400 мм — в направлении, перпендикулярном плоскости изгиба;
  • не более 500 мм — в направлении плоскости изгиба.

3. В железобетонных стенах:

  • не более 400 и не более 2t (t- толщина стены) — между стержнями вертикальной арматуры;
  • не более 400 — между стержнями горизонтальной арматуры.

Важные примечания!

  1. В балках и ребрах шириной более 150 мм число продольных рабочих растянутых стержней в поперечном сечении должно быть не менее двух.
  2. В балках и ребрах при ширине элемента 150 мм и менее допускается устанавливать в поперечном сечении один продольный стержень.
  3. В балках до опоры следует доводить стержни продольной рабочей арматуры с площадью сечения не менее 1/2 площади сечения стержней в пролете и не менее двух стержней.
  4. В плитах до опоры следует доводить стержни продольной рабочей арматуры на 1 м ширины плиты с площадью сечения не менее 1/3 площади сечения стержней на 1 м ширины плиты в пролете.

Для поперечной арматуры

В соответствии с п.10.3.11-10.3.20- СП 63.13330.2012 (СП 63.13330.2018), максимальное расстояние между осями стержней продольной арматуры составляет:

Поперечную арматуру устанавливают у всех поверхностей железобетонных элементов, вблизи которых ставится продольная арматура.

Ее устанавливают с целью восприятие усилий, а также ограничения развития трещин, удержания продольных стержней в проектном положении и закрепления их от бокового выпучивания в любом направлении.

Диаметр поперечной арматуры (хомутов) в вязаных каркасах внецентренно сжатых элементов (колонны, стойки и т.д.) принимают не менее 0,25 наибольшего диаметра продольной арматуры и не менее 6 мм.

Диаметр поперечной арматуры в вязаных каркасах изгибаемых элементов (балках, ригелях и т.д) принимают не менее 6 мм.

В сварных каркасах диаметр поперечной арматуры принимают не менее диаметра, устанавливаемого из условия сварки с наибольшим диаметром продольной арматуры.
Максимальное расстояние для поперечной арматуры:

  • не более 0,5 h и не более 300 мм — в железобетонных элементах, в которых поперечная сила по расчету не может быть воспринята только бетоном.
  • не более 0,75 h и не более 500 мм — в балках и ребрах высотой 150 мм и более, а также в часторебристых плитах высотой 300 мм и более, на участках элемента, где поперечная сила по расчету воспринимается только бетоном.
  • можно не устанавливать — в сплошных плитах, а также в часторебристых плитах высотой менее 300 мм и в балках (ребрах) высотой менее 150 мм на участках элемента, где поперечная сила по расчету воспринимается только бетоном.
  • не более 15d и не более 500 мм — во внецентренно сжатых линейных элементах, а также в изгибаемых элементах при наличии необходимой по расчету сжатой продольной арматуры в целях предотвращения выпучивания продольной арматуры (d — диаметр сжатой продольной арматуры).

Важные примечания!

  • Если площадь сечения сжатой продольной арматуры, устанавливаемой у одной из граней элемента, более 1,5%, поперечную арматуру следует устанавливать с шагом не более 10d и не более 300 мм.
  • Конструкция хомутов (поперечных стержней) во внецентренно-сжатых линейных элементах должна быть такой, чтобы продольные стержни (по крайней мере через один) располагались в местах перегибов, а эти перегибы — на расстоянии не более 400 мм по ширине грани. При ширине грани не более 400 мм и числе продольных стержней у этой грани не более четырех допускается охват всех продольных стержней одним хомутом.
  • В элементах, на которые действуют крутящие моменты, поперечная арматура (хомуты) должна образовывать замкнутый контур.
  • Поперечную арматуру в плитах в зоне продавливания в направлении, перпендикулярном сторонам расчетного контура, устанавливают с шагом не более 1/3h и не более 300 мм. Стержни, ближайшие к контуру грузовой площади, располагают не ближе 1/3h и не далее 1/2h от этого контура. При этом ширина зоны постановки поперечной арматуры (от контура грузовой площади) должна быть не менее 1/3h. Допускается увеличение шага поперечной арматуры до 1/2h. При этом следует рассматривать наиболее невыгодное расположение пирамиды продавливания и в расчете учитывать только арматурные стержни, пересекающие пирамиду продавливания.
  • Расстояния между стержнями поперечной арматуры в направлении, параллельном сторонам расчетного контура, принимают не более 1/4 длины соответствующей стороны расчетного контура.
  • Поперечная арматура, предусмотренная для восприятия поперечных сил и крутящих моментов, должна иметь надежную анкеровку по концам путем приварки или охвата продольной арматуры, обеспечивающую равнопрочность соединений и поперечной арматуры.
  • У концов предварительно напряженных элементов должна быть установлена дополнительная поперечная или косвенная арматура
Читайте также  Монтаж опалубки для ленточного фундамента

h — рабочая высота сечения в м, вычисляется по формуле

h — высота сечения в м.

a’ — расстояние от центра тяжести растянутой арматуры, до ближайшего края сечения

Рабочая высота сечения — это расстояние от сжатой грани элемента до центра тяжести растянутой продольной арматуры (п.3.22 СП63).

Особенности армирования ленточного фундамента

Особенностью мелкозаглубленного облегченного ленточного фундамента является обязательность его армирования. Известно, что бетонные изделия очень прочные на сжатие, менее прочные на сдвиг, и малопрочные на изгиб и разрыв. Компенсируют такие недостатки бетона традиционным способом – созданием композитного материала, в котором одно вещество прекрасно работает на сжатие, а другое – на разрыв. Хорошо сжимаемое вещество дополняют волокнами или стержнями из материала плохо рвущегося и получают новый материал, свойства которого расчетом можно изменять в больших пределах.

Поэтому тонкий слой бетона, известного людям уже более 3 тыс. лет только в XIX веке придумали упрочнить стальной сеткой. Хотя строители знали, что хорошо разрывающаяся глина прекрасно армируется прочной на разрыв соломой.

В случаях, когда на участке неоднородные грунты, армирование ленточного фундамента обеспечит жесткость его рамной конструкции, берущей на себя всю нагрузку от здания и равномерно ее распределяющую.

Общая высота ленточного фундамента обычно от 0,7 – 0,8 м до 1,5 м при ширине от 0,3 до 0,5 м. При длине стены здания от 7 – 10 м такая полоса бетона рассматривается как бетонная балка. Она будет работать на прогиб, когда ее края нагрузить значительно больше, чем середину или наоборот. Т. е. бетон будет нагружен изгибающими усилиями. Защитить балку от разрушения можно поместив в ее толщу в верхней и нижней части продольные стальные или композитные стержни с регулярной профилировкой поверхности. Они за счет профилировки воспримут на себя разрывающие усилия и не дадут растрескаться бетону.

Особенности конструкции армирующего каркаса

Ленточный фундамент фактически состоит из монолитных длинных балок, работающих на изгиб при неравномерных нагрузках сверху от элементов здания и неравномерных просадок снизу от разной плотности грунта.

Поэтому и армируются они в двух зонах балки:

  • сверху, под защитным слоем из бетона – от нагрузок на концах балки, когда середина находится на опоре;
  • снизу, чуть выше нижнего защитного слоя – при нагрузке на середину полосы ленты и опорах под углами здания.

В схеме армирования ленточного фундамента несколько продольных стержней нижнего ряда удерживаются на определенном расстоянии от слоя стержней верхнего ряда вертикальными поперечными стержнями, идущими с шагом от 300 до 500 – 700 мм.

По ширине продольные пруты арматуры удерживаются горизонтальными поперечными стержнями, расположенными с тем же шагом, что и вертикальные.

Поперечные стержни арматуры предназначены:

  • воспринимать поперечные усилия, прилагаемые к балке;
  • ограничивать увеличение образовавшихся трещин;
  • удерживать положение продольных стержней по требованиям чертежа;
  • удерживать стержни от выпучивания в любую сторону.

Стержни связываются проволокой или свариваются в объемный каркас. Его высота и ширина меньше на удвоенную толщину защитного слоя бетона.

Основные функции защитного слоя бетона:

  • сохранение арматуры от внешнего, в т. ч. и агрессивного воздействия, в основном, воды или водяного пара;
  • передача нагрузок от бетона на арматуру;
  • обеспечение анкеровки, т. е. «зацепляемости» арматуры в толще бетона;
  • обеспечение стыка элементов арматуры;
  • обеспечение стойкости арматуры в пламени пожара.

Обычно толщина защитного слоя от 25 – 30 мм до 50 – 60 мм.

Требования к арматуре для ленточного фундамента

В качестве продольной арматуры для мелкозаглубленных фундаментов используют стальную или композитную арматуру с профилированной поверхностью. Профили на стержнях обеспечивают передачу большей нагрузки от изгибающегося бетона на арматурный стержень, чем при гладкой поверхности стержня.

Обычно используют стержни диаметром от 10 до 16 – 18 мм.

Для поперечного армирования обычно берут гладкие стержни диаметром 6 – 8 мм.

Количество стержней, их диаметр, шаг арматуры при установке, толщину защитного слоя, способы и конструкции для армирования углов фундамента и мест пересечения с внутренними несущими стенами должен рассчитывать профессиональный строитель, имеющий высшее образование и практику в этом деле. Он же и отразит принятые решения в чертежах ленточного фундамента, в т. ч. и разработает схему армирования ленточного фундамента.

В СНиП 52-01-2003 по бетонным и железобетонным конструкциям в п. 5.3 изложены требования к арматуре как стальной, так и композитной.

Стальная арматура может быть гладкая и профилированная, горячекатаная, профилированная упрочненная термомеханически, холоднодеформированная, т. е. упрочненная механически без нагревания.

Правильное армирование углов ленточного фундамента

Угловые участки ленточного фундамента – зоны концентрации разнородных напряжений. Две сходящиеся под углом «балки» монолитной конструкции могут иметь в этой зоне нагрузки противоположного направления. Кроме того может быть разная по величине нагрузка от разных стен. На угол могут действовать напряжения растяжения от одной стены и сжатия от другой. Разнородные напряжения должна выдерживать каркасная конструкция угла. Для этого должно быть обеспечено сопряжение каркасов.

Поэтому армирование производится усилением арматурного каркаса как минимум в 2 раза. Для этого поступают следующим образом:

  • арматурный продольный стержень первого каркаса, являющийся внутренним по отношению к наружной части фундамента пропускается вперед и загибается под прямым углом, так, чтобы отогнутая длина была не менее 50 диаметров стержня;
  • стержень передвигается, пока он не примкнет к наружному стержню перпендикулярного второго арматурного каркаса, образуется первый нахлест;
  • наружный стержень перпендикулярного второго каркаса тоже сгибается и подводится к наружному стержню первого каркаса, образуется второй нахлест;
  • внутренний стержень второго каркаса сгибается, сгиб передвигается к наружному стержню первого каркаса и прикладывается ко второму нахлесту;
  • первый и второй нахлесты и перекрест внутренних стержней перевязываются проволокой или свариваются, обвязываются (свариваются) и вертикальные и горизонтальные поперечные стержни.

Как вариант – наружные стержни не сгибаются, а гнется кусок арматуры в виде Г-образного хомута, оба конца которого перевязываются с обоими наружными стержнями.

Для стыковки балок для несущих внутренних стен с наружными балками вязку делают так, как указано на рисунках.

Идея та же, что и при армировании в углах – перевязка или сварка внутренних стержней с наружными или с добавочными элементами в виде Г- или П-образных элементов или петель из арматуры. Ни в коем случае не делать простое пересечение стержней.

Этапы строительства ленточного армированного фундамента

Этапы строительства такие:

  • Выкапывание котлована или траншей. Глубина должна учитывать глубину тела фундамента и противопучинистой подушки.
  • Разметка. (см. статью «Как разметить ленточный фундамент своими руками»).
  • Засыпать в траншею песчаную подушку и утрамбовать ее, потом – щебневую.
  • Установить и закрепить щиты опалубки. Уложить на дно и стены слой гидроизоляции в виде полиэтиленовой пленки.
  • Связать и подготовить продольные куски арматурных каркасов. Установить их в опалубку и проверить равенство расстояний от опалубки до каркаса с обеих сторон. В качестве дистанционных элементов использовать заранее заготовленные бруски из бетона или специальные пластиковые стойки-«стульчики». Те же расстояния обеспечить и в нижней части каркаса. Куски кирпича не использовать.
  • Правильно связать угловые части каркасов и места пересечения с несущими стенами.
  • Проверить установку каркасов – защитные расстояния, высоту, горизонтальность, правильность и полноту увязки, и другие требования, изложенные в чертеже фундамента.
  • Залить бетонный раствор одним заходом и тщательно провибрировать его. Выждать 10 – 15 дней и можно снимать опалубку.
  • Основа дома будет готова на 10 – 15 день после заливки, ее можно понемногу нагружать строительством стен. Полная готовность будет на 28 – 30 день после окончания бетонирования.

Основные ошибки при армировании

Ошибок делается много и разных, но главные из них такие:

  1. Для арматурного каркаса не делается защитный слой бетона или делается недостаточной толщины. Как дистанционные прокладки используются куски керамического или даже силикатного кирпича, хорошо пропускающие воду.
  2. Не используется пленка для предотвращения вытекания жидкого цементного «молочка» через деревянную опалубку. Или большие щели в опалубке – через них тоже течет.
  3. Нет гидроизоляции между подошвой и стенками ленточного фундамента – при высокой водопроницаемости бетона коррозия его разрушит за 10 – 15 лет, в т. ч. его будет «рвать» ржавеющая арматура.
  4. Песчано-щебневая смесь под подошвой имеет крупный щебень и не закрыта сверху гидроизоляцией от бетона.
  5. Бетон при заливке подается порциями через день или реже – получают две или три балки с независимым армированием. Интервалы – не более 1,5 – 2 часов.
  6. Укладка стержней в углах с обычным поворотом

наружных и внутренних стержней или, что еще хуже с их простым перекрещиванием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: